Фортунато Деперо: Ритуалы и красоты остерии
9 Мая 2016Символичность винного пития на картине знаменитого художника-футуриста
ДЕТАЛЬ КАРТИНЫ
Текст: Элеонора Скоулз
Фото: fondazione-menarini.it
«Ритуалы и красоты остерии» (Riti e splendori d’osteria) – известная картина футуриста Фортунато Деперо. Он нарисовал ее в 1944 году, когда еще шла Вторая мировая война. Несмотря на тяготы и лишения военного времени, жизнь продолжалась. Ее скрашивали простые повседневные радости, как то собраться компанией и выпить вина. Эта тема ярко проявилась в «Ритуалах и красотах остерии».
Картина представляет стилизованную сцену, где герои пьют вино в сумбурной, хаотичной атмосфере остерии. На переднем столике поднимают бокалы, видимо, за произносимый тост. Позади этой компании сидит старик в шляпе. Он пьет прямо из бутылки.
При обилии бокалов, бутылок, фьясок и выраженных «винных» позах и жестах вино как физическая жидкость на картине отсутствует. Художнику было важно показать процесс, истоки которого следует искать в античности. Неслучайно, что две большие живые головы на картине напоминают древние бюсты. Зритель подспудно вспоминает философскую аксиому in vino veritas.
Картина выполнена в характерной манере футуризма. Сконструированная геометрия форм, предполагаемая футуризмом, не мешает, однако, увидеть довольно реалистичную передачу винных жестов. Один бокал плотно обхвачен всей ладонью под чашей, второй элегантно поддерживается пальцами, а бутылка, в случае со стариком, крепко держится в руке за горлышко. Настроение у героев разное. Двое компаньонов держатся достаточно серьезно, что, вероятно, требует от них произносимый тост. Между тем веселый старик недалек от состояния эйфории.
Вино служит символом одновременно доброй компании и компаньона, радости и серьезности, ритуала и философии, эмоций и настроения.
Фортунато Деперо не только рисовал винные сцены. Он страстно любил вино. Как публицист Деперо оставил следующие строки. «...я хочу вина сухого... светло-красного... прозрачного, как рубин. Когда бокал поднесен к губам, ароматное тепло должно слегка меня опьянять. Вкус должен быть спокойным, плавным и утоляющим жажду. В горле оно должно скользить, как кристальный каскад собранного урожая мира и тихой поэзии. Через его отблески я должен видеть гибкую линию тонкого осиного профиля, сочащуюся клубнику, пропущенную через фильтры голубых вен чистейшего предальпийского воздуха... Вино подготовительное... юношеское... весеннее, которое дает мне ощущение внутреннего купания, здоровой разминки мускулов и легкого радужного тепла».
Где увидеть оригинал: Роверето, Музей современного искусства MART
О художнике
Фортунато Деперо (Fortunato Depero, 1892-1960) – итальянский художник, видный представитель футуризма. Родился в Трентино, где прошли его первые выставки. В 1914 году под влиянием идей футуризма переехал в Рим. Был одним из двух авторов манифеста «Футуристическая реконструкция Вселенной». В это же время познакомился с Сергеем Дягилевым, который заказал ему декорации и костюмы к опере Стравинского, но они не были созданы из-за других театральных проектов Деперо. В 1919 году художник открыл «Дом футуристического искусства» в Роверето, где поныне находится крупнейшая коллекция его картин. Деперо дважды переезжал жить в США, но каждый раз возвращался в Италию. Наряду с картинами Деперо работал над скульптурами, интерьерами, одеждой, журнальными обложками, рекламными постерами. Из последних интересно его сотрудничество с Campari, для которого Деперо также создал бутылку Campari Soda.
ПО ТЕМЕ:
Новости 50 ПРЕКРАСНЫХ ПОНЕДЕЛЬНИКОВ
Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~wMOOP
-
Микеланджело Черквоцци: Вакханка
Аллегория осени ведущего художника барокко
-
Фиаско тоскано
Бутылка как часть истории и культуры Тосканы
-
Джузеппе Арчимбольдо: Осень
Портрет осени неподражаемого художника XVI века
-
Этторе Тито: Осень
Портрет сыновей на фоне осени от видного художника XX века
-
Лука Джордано: Аллегория осени
Картина позднего барокко знаменитого неаполитанца
- Все материалы "Культура"